Лосось на завтрак, нефть на десерт

После Ливана маршрут лежал в новую для меня Норвегию, с остановкой во Франкфурте, залетом в Москву и кофе в Хельсинки.

Со Скандинавией я практически не знакома. Лишь два года назад я, будучи в Питере, съездила на два майских дня в Хельсинки, где, пронженная холодным ветром с моря, я гоняла по холмам на самокате, пытаясь согреться. Это была первая и пока единственная поездка, о которой я вообще не написала ни слова. Настолько меня оставила без каких-либо впечатлений столица Финляндии. Я мало слышала восхищенных отзывовов о Хельсинки, но все равно решила дать ему второй шанс, надеясь на предрождественское чудо.


По моему плану я должна была встретиться со своим знакомым, пойти на ярмарку и выпить глинтвейна. Мне казалось, что в стране, где живет Санта Клаус, предпраздничная атмосфера должна быть, как нигде, волшебной. Я вам скажу, что спустя два года ничего нового я не увидела — погода в декабре была чуть ли не лучше, чем в том мае, русских в городе больше, чем финнов, ярмарка есть, но не рождественская, а греющего душу глинтвейна там и вовсе не наливают. В общем, впечатлений о Хельсинки у меня не прибавилось. Думаю, что, если я снова и поеду в Финляндию, то только глубже на север смотреть на оленей. Аэропорт тут, правда, приятный — спокойные пограничники и домашняя атмосфера. Перед вылетом я встретила Санта Клауса и его жену. Очень приятные, как на картинке!

Садясь в самолет на Берген, у меня была стойкая уверенность, что я только что была в Осло, а на протяжении всех 3х недель в Бергене, я удивлялась, почему в Швеции так мало шведов. Наверное, при постоянной смене мест, государственное восприятие модифицируется.


Подлетая к Бергену я попала на очень красивый послеобеденный закат. Зимой солнце отнюдь не балует эти регионы. В декабре здесь всего 5,5 — 6 световых часов, и замечу, что световых — совсем не значит солнечных. Зная об этом, я заранее психологически готовилась к самомазохиму. Но должна сказать, что нам повезло — на наше пребывание выпали чуть ли не все дни, когда на город зимой снисходит светило.


Берген чем-то напомнил мне Ялту. Он совсем другой, но при этом такой же — рядом с морем, вокруг горы и тут тоже никто никуда не спешит. Если уметь не обращать внимания на погоду, то тут очень даже уютно.


Берген считается “воротами” во фьорды. Отсюда начинается большинство круизов, поэтому летом город кипит. Помимо туристов, сюда съезжается еще и много временных работников, зачастую из восточноевропейских стран (Румыния, Польша..). Мы же приехали за 10 дней до Рождества и город казался вымершим — студенты разъехались по домам, а семьи по своим “кабинам” в горах. Здесь это довольно распроненно — иметь свою кабину т.е. небольшой сарайчик где-то в уединенном месте. Туристам в это время года здесь не место, как на мой взгляд. Давеча в Conde Naste Traveller я прочитала, что, кто не видел фьорды зимой, не видел фьорды вообще, но в действительности увидеть их в эту пору задача не из простых. В несезон из Бергена ходит лишь один 3х часовой круиз, который начинается в 10 утра. В это время только начинает светлеть и еще сложно понять, позволит ли тебе погода увидеть что-то дальше собственной руки. При этом стоимость такого круиза 50 евро. Ездить на более далёкие фьорды тоже не успеваешь, 100 километров придется ехать часа 2-3 по норвежским гладким, но отнюдь не прямым дорогам. Тем не менее, побродить по горам и даже дважды почти заблудиться нам удалось и не выезжая из Бергена.


В Бергене есть два подъемника — фуникулёр и канатка. Фуникулёр тут практически, как общественный транспорт, на котором ещё и можно добраться до вершины холма с видом на весь город. Это мы сделали в самый первый день. А вот на канатке прокатиться нам так и не удалось. Дважды мы приходили под нее, а в итоге поднимались пешком — то праздники, то технические причины.


В первый наш подъем горы были присыпаны снегом и я сначала совсем не хотела подниматься, но Антон таки уговорил дойти до вида. А потом уже и я вошла в азарт и уговорила Антона подняться по обледеневшей каменной лестнице до самого верха в густой туман.


Если я выше написала, что в городе людей совсем не было, то в лесу местных жителей почти, как летом в Ялте на набережной (много). Ходят и с собаками, и с маленькими детьми, которые так запросто скачут по ступеням.


В то время, как я прощупывала почву перед каждым шагом и делала паузы каждые метров 300, один парень безостановочно бегал вниз-вверх, и только за один наш подъем я увидела, как он трижды спускался. Местные тут все тренированные и экипированные. Кстати, большинство магазинов в городе продают такую или иную одежду для треккинга и от дождя. Здесь своя мода.


Норвегия славится своей демократией и недемократичными ценам.

После восхождения мне совсем не хотелось топать пешком до дома, мы решили проехать 2 остановки на автобусе, за что заплатили водителю по 6 евро с каждого.

Правда, если покупать билет в автомате, то будет всего 4 евро. Вот так высоко ценят человеческий труд.


Изначально, планируя поездку в Берген, моим главным требованием была квартира с видом, т.е  на холме. Такую и забронировали, но накануне нашего приезда ее затопило и нас поселили в квартиру в самом центре, где из окна был вид на всех соседей, которые остались на праздники дома. Расстояние до соседского дома было метра 4-5, поэтому порой мы смотрели на соседском телевизоре соревнования по биатлону или горным лыжам, так как своего телевизора не было.


У нас был очень медленный график, первую неделю Антон ходил в институт, а я присоединилась на пару дней к местной НГО, с которой сотрудничала в последние недели в Ливане. В Норвегии эта же организация работает совсем по-другому, здесь они дают иммигрантам (не только беженцам) возможность учить норвежский и помогают с поиском работы, интегрируют их в общество. Одним из основных их бенефициаров являются девочки Au-pair, 90% из которых филиппинки. Несколько раз в месяц для них организуют развлечения, например, поход на каток или пикники и т.д. Я же присоединилась к ним в поход в пряничный город. Дети и взрослые сооружают из пряников различные конструкции, которые все потом размещают в одном зале и получается пряничный макет Бергена. После праздников город вроде как съедают, а деньги, полученные за вход, идут на благотворительность.


Когда пришел сочельник, мы остались без дел государственной важности, поэтому просто бродили, гуляли, ездили по окрестностям и ели лосося.


Лосось был моим вторым требованием к поездке в Берген — по моему плану мы должны были есть его каждый день. Практически так и получилось — прямо сойдя с самолета, мы отправились на званый лососевый ужин, а затем и дома ели его то на завтрак, то на ужин, а порой и несколько раз в день. Лосось здесь хорош, а стоит чуть ли не как курица. Килограмм куриного филе обойдется в евро 14, а готовой к запеканию красной рыбы без шкуры и косточек-евро 17.


На Рождество, как и предполагалось, делать было совсем нечего. 24 числа даже на соседей было не посмотреть. Решили прогуляться и где-то выпить. Улицы были совершенно пустыми, на пути нам встретилось только двое, и то не норвежца. На удивление нам таки удалось найти один на весь город открытый бар, где собрались такие же рождествалишенные, как мы — иностранцы с полуопустошенными пивными бокалами и телефонами в руках.


После рождественского пива нас ждал рождественский Макдональдс. Мы взяли по бургеру, картошку, колу и пошли ужинать при свечах дома.

Следующие дни были тоже спокойными. Антон уравновешивал мои вечные порывы куда-то ехать, да и в рождественский период это не так просто делать — или нет билетов, или слишком дорого. Поэтому мы несколько раз ещё ходили в лес и ездили на местном транспорте по близлежащим островкам. Так случайно оказались вечером около места, где ремонтируют нефтяные вышки, издалека они выглядят, как парк аттракционов в огнях. А вместо поездки по фьордам мы несколько раз прокатились на местном пароме.


Новый год, кстати, меня удивил. Перед полуночью в городе собралось столько людей, как я суммарно не видела в Бергене за предыдущие 3 недели. Несмотря на ветер и пронизывающий холод, молодое население было одето ‘парадно’ — юноши в костюмах, а девушки в сандалиях на каблуках и в оголяющих телеса платьях (должна сказать, что одежду от дождя они умеют носить лучше).


Если подняться повыше, то, как и в Ялте, здесь можно наблюдать фейерверки по всему городу, все небо озаряется огнями.

Праздничным напитком на новый год у нас снова было пиво. Это единственно, что нам удалось купить 31 числа, и вообще хорошо, что удалось. В Норвегии с алкоголем строго. Все, что крепче 4,75% в обычном супермаркете не купишь, за остальным надо идти в Винмонополет, сеть государственных магазинов, которые имеют монополию на продажу алкоголя покрепче. В Бергене их всего 2, в праздничные дни и воскресенье они не работают, а в будни закрываются не позже 6, так что спонтанно напиться не получится. Все покупают алкоголь в дьюти-фри, тут он действительно существенно дешевле. По сей же причине строгого регулирования, на рождественской ярмарке не найти ни глинтвейна, ни грога, да и вообще еды совсем немного, в основном продают носки, свитера и т.д


Что меня впечатлило в Норвегии, так это вежливость водителей. Все машины останавливаются едва заметив твое приближение к переходу и будут терпеливо ждать пока ты дойдешь ещё свои 3 метра и перейдешь дорогу. Я ни разу не слышала, чтобы кто-то сигналил. После Ливана это казалось фантастикой. Здесь каждая третья машина или гибрид или электро, Норвегия очень поощряет приобретение эко-машин и предоставляет их владельцам различные льготы.


Я не ждала много от Норвегии, особенно зимой, но должна сказать, что мне понравилось. В этой стране чувствуешь себя комфортно — атмосфера спокойствия и уверенности в чем-то (возможно в том, что ты Человек). Не скажу, что я бы могла здесь жить зимой (от солнца я на готова отказаться) но летом я бы снова приехала.