Я в Ливане, кот все еще здесь

Несмотря на то, что в Ливане я себя чувствую вполне комфортно, здесь оказывается много отличных от Европы мелочей.
Когда я сюда ехала, я не знала, чего я ждала. С одной стороны, я выбрала Ливан, предполагая, что в нем больше европейского, чем в других странах этого региона. Как минимум, значительная часть населения христиане и, если выйдешь из дома без паранджи, бить плетью публично никто не будет.

 С другой стороны, это Ближний Восток, как ни как, и я взяла с собой только неприметную одежду – ничего короткого, прозрачного, никаких ярких цветов. Благодаря этому в первый же день я почувствовала себя мышью, когда, выйдя вечером на ужин, я единственная была в джинсах и белой футболке (хоть и с кружевами).

Ливанские женщины любят наряжаться – любят обтягивающую и блестящую одежду (а худых тут совсем немного), любят макияж, да и пластическими операциями тоже не брезгуют при случае. Дамы тут очень ухоженные (я говорю о среднем соц. классе и выше).

Девочки с кальяном.

Что достаточно примечательно, вышеписаное касается в определенной степени и мусульман. Я не обобщаю, но мусульманки в открытой или облегающей одежде тут не редкость. Зависит от местности – Бейрут полиберальней, конечно, но есть и очень консервативные места. Алкоголь тоже пьют – в Бейруте, Библосе очень много баров. А кто не пьет, тот курит.

Ливан – это вообще страна курильщиков – дымят везде. Те мусульмане, что не пьют, не вытаскивают кальян изо рта. Из самого забавного (на мой взгляд), что я видела, были девочки-мусульманки, которые курили кальян на скалах под бейрутской набережной и делали селфи, и две женщины, полностью покрытые по канонам, – одна экспрессивно курила сигарету в окно такси, а другая прямо внутри маршрутки. Но для Ливана это в порядке вещей – никто не обращает внимания (в благополучных районах, правда такого не увидишь).

Что касается религии, то Ливан в этом отношении очень непростая страна – здесь их 18 (точнее подрелигий), которые регулируются 15 разными законами о личном статусе. Территориально вся страна тоже условно поделена по конфессиям. Где-то преобладают христиане, где-то мусульмане.

Я живу в очень христианской местности, тут нет мечетей и женщины в хиджабе редкость. Среди христиан большинство марониты. Их главный святой Шарбель; и он везде: его изображения в автобусах, в домах, на билбордах, на заставках телефонов; его фигуры стоят во дворах домов, на перекрестка и т.д.

Давеча мы съездили пообедать в ресторан на бейрутской набережной, так я практически ощутила себя в другой стране — все дамы с покрытой головой, а многие укрыты с головы до пят. В Бейруте много армян, у них тут свой район и даже квота мест в парламенте. Христиане в Ливане очень гордятся тем, что они христиане и заявляют об этом при первом случае. Они это считают своего рода привилегией. При этом все конфессии достаточно мирно сосуществуют. Хотя религия тут все равно щекотливая тема и актуальная.

Не смотря на всю «европейскость» страны, у женщин тут прав меньше, чем в самой Европе. Здесь мать-одиночка — это практически приговор и для нее, и для ребенка. Не имея официального мужа, женщина с большим трудом может зарегистрировать дитя (дамам свободной профессии, кстати, это сделать проще). В результате этого ребенок не получит гражданства (ребенок может наследовать гражданство только от отца), и как следствие даже не сможет закончить школу, устроится на работу, вступить официально в брак и т.д. По статистике работающих женщин тут 30%. Некоторыми законами (в зависимости от религии) мужчина все еще считается кормильцем и должен содержать женщину и детей, при разводе отец зачастую имеет приоритет в опеке.

Будучи туристом женского пола маловероятно почувствовать дискриминацию. Пока что я наоборот только сталкивалась с преимуществами.Самой большой для меня сложностью в Ливане является транспорт и трафик, но об этом я уже писала. При решении жить в Ливане или не жить, мне кажется, что эта причина для меня была бы более останавливающая, чем права женщин или еще что.

Еда в Ливане мне не очень нравится, хотя я в этом я тут редко признаюсь. Что-то, конечно, вкусно, в первую очередь — закуска из мелко резанных печеных баклажан, куриная шаурма, что-то вроде куриных шашлыков, салаты, остальное я просто не могу есть. На днях я сварила борщ и сама съела целую кастрюлю.  Потому что, как меня не впечатляют ливанские изыски, так и их не впечатлил мой борщ. Тут ооооочень сильно солят, льют уксуса еще больше, чем я и со всем едят картошку фри. Ливанцы очень любят свою кухню. Поэтому худых тут мало и все поголовно пытаются сидеть на диете.

Из случайных фактов о стране:

Без паспорта нежелательно ходить, особенно передвигаться между городами. Если вдруг остановят, а документов нет, то задержат и отправят в миграционную службу до подтверждения личности.
В Ливане каждые 6 часов отключается свет – переключается с государственного поставщика энергии на частные компании. Тут популярны домработницы, обычно из Эфиопии или Филиппин. Очень специфическая система регулирования их труда. По сути, они привязаны к одной семье, которая платит за них государству и без чьего разрешения домработница не может ни поменять работу, ни выехать из страны.

В этой стране пьют Нескафе больше, чем я когда-либо видела в жизни, ну и по-турецки/арабски кофе тоже пьют. Хорошего капучино я тут ни разу не пила. Кока-кола, фанта, спрайт тут не популярны, последние два вообще не найти. Вместо этих напитков тут повсеместно пепси, миринда и 7ап. Пьют их почти так же много, как в Мексике.

Здесь ужасный, просто ужасный интернет!! Мне кажется, медленней я испытывала только в начале 2000х, когда через скрип дозванивалась в Укртелеком и получала свои 26 кб/сек. А Мобильная связь такая же дорогая, как в Германии. За карточку и 5Гб я заплатила 30 дол. Но на мобильный интернет не жалуюсь.

А еще в Ливане очень маленькие голуби.