Катманду — город, где я узнала, что такое культурный шок.
С Азией я до этого была не знакома, если не считать короткого визита на китайские фабрики 5 лет назад, поэтому первые дни в этой стороне света для меня были полны впечатлений.
Катманду находится на высоте 1500 метров в одноименной долине. Вокруг города горы, которые практически никогда не видать, то ли из-за облачности, то ли из-за непроглядной пыли. Население агломерации около 2 млн. человек.
Спустя месяц, мои впечатления сгладились и даже по Катманду я стала передвигаться не задумываясь — с лёгкостью переходила дорогу, останавливая правой рукой потоки машин и мопедов, глаза приспособились не видеть горы мусора, люди в грязной одежде не перестали привлекать внимание, маски на лицах стали казаться нормой, да и есть в супер локал заведениях я больше не чуралась, главное не углубляться в процесс приготовления.
Первую неделю в Непале я смотрела на все широко открытыми глазами и мне все казалось диким, но постепенно я научилась щурится и видеть только то, что необходимо для выживания. Собственно поэтому мои очерки теперь будут менее драматичными, чем могли бы быть в первые дни после прибытия.
Моя столичная школа была на окраине, но в пешей доступности до центра. За 45 минут хода можно было добраться до туристической зоны Тамель. Каждый такой поход сопровождался неопределенным количеством вдыхаемой пыли. Я перестала мазать губы гигиеничкой потому что спустя несколько минут слой помады покрывался слоем песчинок, а перед тем как пить воду, я все время вытирала рот, чтобы не глотать вязкую грязь, в которую превращалась пыль.
Помимо пыли, кругом лежит мусор, сложно найти место для чистого отвода глаз. В Катманду мало кто знает, что обычно для отходов есть специально отведенные места, хотя слово мусорник знают, правда называют его dust bin, что дословно бы перевелось, как ящик для пыли. Практически над всеми мусорниками в городе, да и вообще в стране, большими буквами написано USE ME.
Катманду город хаотичный и суетной, особенно в дневные часы. Если выйти на улицы Тамеля в утреннее время или ближе ко сну, то можно и по сторонам посмотреть, но в остальное время необходима непрерывная высокая концентрация на самосохранении. Улицы в городе очень узкие, естественно, что пешеходной зоны нет, при этом транспортное движение очень активное, а иногда и двустороннее, и надо помнить, что в городе развита уличная торговля и торговые места занимают хорошую часть прохода. Зачастую мопед проскакивает буквально в сантиметре от тебя, а порой и не проскакивает.
Архитектура Катманду далека от Парижа и элегантности ждать не стоит, хотя некий шарм есть и в этом. Богатые горожане, говорят, живут в пригороде, в котором я не побывала, а вот в самом городе все выглядит скромно. Хорошие с виду дома зачастую можно увидеть и в трущобах, но они так органично вплетаются в окружающую обстановку, что не сразу и заметишь, что дом хороший.
Первая неделя в Катманду мне далась тяжело и, если б не Ромэн, девочка из Франции, которая приехала в ту же школу, то возможно я б сбежала не дождавшись вторых выходных. Наши впечатления о городе были схожими поэтому мы одинаково искали отрады. И в выходные, и в будни, несмотря на некоторую усталость после 7 уроков, мы все равно шли хоть куда-то. Таким образом нам удалось посмотреть большую часть достопримечательностей столицы, вытаптывая от 10 до 25 км за выход.
В первый выходной мы присоединились к пешеходной экскурсии по городу. Часа 4 ходили по закоулкам Тамеля, заглядывая во дворы с буддийскими храмами, проходя по улицам, где продают сари в массовых количествах, останавливаясь у ‘придомовых крематориев’ (в Непале не редкость для низших каст сжигать тела прямо на пороге дома, если финансы не позволяют сделать это в другом месте), а затем поднялись в Сваюбунатх, откуда открывается полный вид на Катманду. Сваюбунатх ещё называют обезьяньим храмом и на то есть причины, эти представители фауны здесь повсюду — сидят на скамейках, скатываются по перилам, прыгают по крышам, заходят в кафе, порой отбирают у людей еду. Храм сущесвует на этом месте с 5 века, правда с несколькими реставрациями и модернизациями за последние 15 веков.
После паузы на момо (местные пельмени) мы отправились в другую окраину города, чтоб посетить Будданатх, самую большую ступу и основной центр тибетского буддизма в Непале. Окрестности тут довольно приятные, намного спокойнее Тамеля. Обойдя вокруг ступы (по часовой стрелке, как и положено) мы решили подняться в кафе через дорогу и выпить чаю с видом. В основном туристы идут в заведения плотно прилегающие к Будданатху, но я хотела более просторный вид. На выходе мы узнали, что проход к ступе был платным, но если заблудиться и случайно зайти с выхода, то платить не придется.
Кафе, которое мы заприметили издалека, оказалось над хостелом, который, в свою очередь, находится над госпиталем, который стоит на магазинах электроники. Было достаточно своеобразно подниматься за чаем по лестнице, проходя мимо людей, лежащих на больничных койках, которые плотно заполняют коридоры и палаты. Тем не менее вид был хорош, но в хостеле с таким соседством я б точно не хотела оказаться.
В следующий выходной, который не заставил себя ждать, был индуистский праздник Шиваратри. Это день Шивы, когда индуисты сходятся, съезжаются, слетаются в Пашупатинатх, самый главный храм Шивы в мире, который находится в Катманду на реке Багмати. Наш первый гид посоветовал обязательно посетить святыню именно в этот день и поучаствовать в праздновании. По счастливому случаю на каучсерфинге я нашла местного, который оказался тоже гидом, и предложил пойти вместе.
Когда нам сказали, что на Шиваратри в Пашупатинатхе собирается много людей, я не могла предположить насколько много. Уже в 10 утра на входе в храм стоит километровая очередь, в основном непальцев и индийцев, чтоб попасть внутрь. К счастью, туристов здесь не так много, поэтому пускают их в обход очереди. Так за 10 минут мы обошли тысяч несколько человек.
В этот день люди более состоятельные организовывают для общего населения бесплатные услуги. Ставятся специальные палатки, в некоторых можно измерить давление и получить бесплатно базовые лекарства, в других поесть и попить. Нас тоже усадили на измерение давления и накормили. И все это под прицелом фото/видеокамер и посторонних взглядов. Мои солнцезащитные очки были центром притяжения и превращали меня в болливудскую звезду. Люди из толпы окликали, чтоб сделать селфи через головы других людей, а в более просторных местах просили постановочное фото, например, пожимая руку.
В сам храм, правда, мы не попали. Туда пускают только индуистов, но территория вокруг доступна для всех.
Пашупатинатх известен ещё тем, что здесь на берегу реки проводят кремации. Близко к месту проведения обряда мы подходить не стали, а смотрели с другого берега. Мы видели, как сжигают несколько тел. Обычно церемонию проводят в тот же или на следующий день после смерти человека. Тело кладут на ветки, поливают специальным жиром и поджигают, начиная с лица. Когда тело догорает, пепел специальной палкой сталкивают в Багмати, она тут считается святой, как в Индии Ганг. Река очень грязная и сложно представить сколько там водится болезней, но местных это не смущает. Прямо под горящими телами реку переходят люди и играют дети, чуть дальше по берегу я наблюдала, как один мужчина стриг другого, а рядом две девушки в нижнем белье принимали солнечные ванны.
Я должна сказать, что при виде горящих тел я не испытала никаких глубоких эмоций (возможно потому что я стояла на достаточном расстоянии), но было странно осознавать происходящее (или не осознавать).
Пока мы ходили вокруг да около храма, людей значительно поприбавилось и образовалась плотная пробка. Из ползущей толпы нас выцепила журналистка и взяла интервью для местного радио, так что в переводе на непальский мы где-то и прославились.
Несмотря на настоятельные рекомендации нашего нового местного знакомого, из Пашупатинатха мы лавируя между потоками людей, пошли в сторону монастыря Копан. И не пожалели. Монастырь находится на холме, в стороне от всей шумихи и туристов до сюда немного доезжает. Это было первое место, где я почувствовала себя снова человеком. За высокими воротами словно оазис спокойствия, а долина Катманду, как на ладони. Юные монахи-школьники бегают с тетрадками и мило издали кричат намасте.
Отсюда хорошо был виден аэропорт и я с завистью вздыхала, глядя на улетающие самолеты. Вход на территорию монастыря открыт для всех, а при желании можно остаться на подольше и пройти курс медитации. Насладившись умиротворяющей атмосферой и наполнившись энергией мы потопали “домой”. Транспорт в этот день на гору не ходил, поэтому 10 километров пришлось преодолевать пеше.
Когда наше пребывание в школе подошло к логическому завершению, мы перебрались в туристический Тамель. Это был первый раз, когда мы увиели его в вечернее время т.к. Обычо мы спешили домой к 8 часа, потом ворота закрывались и достучаться до входо было не так просто. Оказалось, что, когда на Тамель опускается ранняя ночь, становится мило, кругом зажигаются огоньки, из кафе доносится живая музыка. На несколько дней мы сняли номер с настоящими кроватями и теплой водой, и все это удовольствие за 9 долларов в сутки.
Кстати, на букинге многие хостелы и гостиницы отдельным пунктом в разделе удобств пишут и туалетную бумагу, а зачастую ее и показывают на отдельной фотографии для убедительности. Ни в одном непальском доме или кафе я ни разу не видела бумаги, это исключительно туристический артефакт. Местные используют краны или ведра с водой и маленький ковшик. В Непале все “уважительные дела” делаются правой рукой (например передача денег или подача еды), так как левая рука считается грязной, для туалета.
Наблюдая за местной гигиеной, я очень активно использовала дезинфицирующее средство. После прикосновения к чему-либо я срочно брызгала руки, а так как я спала на полу, то при входе в свои палаты, я и подошвы обуви очищала.
Ох, да! Еще тут беспрестанно плюются все. И делают это с особой страстью. Каждый плевок сопровождается неистовым звуком и все время кажется, что плюнут именно в тебя. Однажды я ехала в автобусе у окна и сидевшая по соседству женщина в какой-то момент потянулась через меня всем телом к окну, ударив меня при этом локтем и сумкой, высунула голову и плюнула. Но диким это показалось только мне, больше никто и внимания не обратил.
За 2 недели я увидела непальскую столицу с разных сторон — Катманду туристический с гостиницами, туалетной бумагой, коктейлями по 7 евро и Катманду местный, где перед подачей блюда, тарелки моют водой смешанной с дорожной пылью, где люди спят в домах, которые скорее похожи на гору мусора, а на евро можно несколько раз поесть, да еще и чая с десертом выпить.
По итогу не так страшен оказался Катманду, как я его себе намалевала в первые дни. Хотя пережить мне это время помогала хорошая компания и мысль о том, что дальше может быть только лучше (хуже я не готова была себе представлять). Так оно и было. К счастью, Непал — это намного больше, чем Катманду, но и в последующий месяц впечатления еще предстояли.