В отличие от многих ранее мной посещенных мест, в Ливане я оказалась не случайно. Но все далее произошедшее было импровизацией. Мысль посетить первую в жизни Ближневосточную страну мне пришла еще в мае. Тогда я решила, что хочу помогать детям-беженцам и учить арабский. Я даже взяла два урока арабского.
Меня немного смущала принимающая организация, т.к. они предложили приезжать, даже не пообщавшись со мной по телефону, когда я попросила (на всякий случай) бумажку для прохождения границы, они сказали, что ничего не дают, проходи сама. Самое забавное было, когда, будучи уже в Бейруте, я спросила, кто меня будет ждать, мне ответили спустя сутки, что меня забыли и не ждут. С этого момента пришлось импровизировать.
По предварительному плану я должна была быть в Бейруте всего один день и изначально я забронировала хостел (тут, кстати, в два раза дороже, чем на юге Испании и даже, чем в Барселоне, но о ливанских ценах позже..). Потом я подумала, что будучи асоциальной, если я остановлюсь в хостеле, то проведу весь единственный день в одиночестве и унылом брождении по городу. Поэтому я в очередной раз решила воспользоваться каучсерфингом. На самом деле, думая о Ближнем Востоке достаточно стереотипно, я была предвзято настроена, но душа требовала аутентичного познания. Из нескольких десятков предложений я выбрала несколько. Я сама никогда не понимала, как у меня так получается, но я всегда останавливаю свой выбор на потрясающих людях. Этот раз был не исключением.
Не смотря на то, что прилетала я в полночь, а из-за задержки рейса и пограничника, который убеждал меня, что ливанцы самые лучшие мужчины и, раз я не замужем, то самое время и он, кстати, не женат, меня встретили в аэропорту. Утром я проснулась с видом на горы и море. На террасе уже ждал кофе и вся семья.
Прелесть Бейрута для иностранцев в том, что тут все говорят на английском или французском. Для меня и моего арабского это, конечно, большой минус. Именно из-за этой прелести мой арабский так и держится упорно на уровне «Я дома, кот здесь». Кстати, учить в Ливане арабский в принципе задача не из простых. Урбан арабик, как он тут называется, это суржик в кубе – арабский в перемешку с французским и английским. Помимо этого, к французским или английским словам они порой добавляют арабские окончания. Очень по-ливански (или точнее по-бейрутски т.к. в остальных частях превалирует арабский арабский) сказать bonjourak, habibi, please – французское слово с арабским окончанием, арабское слово и английское. Habibi тут все.
Кстати, несмотря на то, что меня все предупреждали о повышенном внимании к молодым особам женского пола, я отнюдь не страдаю от него – в Доминикане все было хуже. Тут я спокойно передвигаюсь по городу, езжу в общественном транспорте и т.д. и никто не свистит, а сигналят только маршрутки и такси (потому что тут так принято).
Уффф, говоря о транспорте – тут коллапс. Т.к. транспортная инфраструктура не очень развита, а в те автобусы, что есть, не каждый захочет садиться (киевские Богданы в их сравнении – лакшери кар), то большая часть населения обладает своим транспортом (зачастую дорогим), что, естественно, влечет за собор непрекращающийся трафик. Дороги хорошие (особенно по восточноевропейским меркам), главные артерии 8-ми полосые, дороги поменьше – по 4 полосы. И все равно стоишь в пробках. Даже ночью поток не прекращается. Правил дорожного движения здесь нет. Будь это Европа, тут бы все уже лишились прав пожизненно. Все сигналят, о сплошной никто не слышал, пешеходные переходы не в моде. Тут в порядке вещей переходить пешком через 8 полос автострады. Полиция только улыбается.
Ливан оказался дорогим, до Парижа не дотянет, но где-то рядом. Проезд в маршрутке стоит 70 центов – доллар, в общественном такси (как в Санто Доминго) – 1,3 доллара. И надо учитывать, что редко удастся добраться до нужного места на одном автобусе. Поэтому за день передвижения по городу можно спокойно потратить долларов 5-7. Проездные, конечно, тоже отсутствуют. Кофе 3-5 долларов, ужин в ресторане (средней фешенебельности) с бокалом вина, на человека 35-40 долларов. Но зато фалафель можно за 1,5-2 доллара съесть, а шаурму за 3-4.
Люди в Ливане очень гостеприимные и, как говорится, ready to help. Семья, в которой я живу совсем потрясающая. Я собиралась остановиться всего на день, но еще по дороге из аэропорта Джо предложил приезжать к ним по выходным, а когда они узнали, что НГО меня проигнорировало, то предложили остаться у них до конца. Так и получилось, я уже третью неделю живу на Олимпе (ближневосточном, правда), а ближайший месяц буду работать в Ливанском центре по правам человека, но об этом потом.