Свадебное платье и мясной рынок под окном

После Эль Жадиды меня ждала Касабланка. Как и в случае с Эль Жадидой меня отговаривали туда ехать, предупреждая, что это ужасный город — опасный, грязный, пробки, что очень далек от того, что показано в фильма «Касабланка» (который я никогда и не смотрела), и вообще — самое плохое, что есть в Марокко, собрано в Касабланке. Но я должна была проверить сама. Тем более, что там я нашла школу, где нужны были желающие. А я желала.

В действительности, у меня оставалось совсем немного времени, всего 10 дней. Этого очень мало, чтоб внести хоть как-то осязаемый волонтерский вклад, желательно посвятить этому хотя бы месяц, и года 2 назад, да и год, я б так и сделала, но будучи скованной ещё не брачными, но уже узами, не так просто удаляться куда-то надолго (с момента явления Антона, максимально долгое — это 1,5 месяца, правда, регулярно повторяющиеся 1,5 месяца). Но, тем не менее. 

На самом деле, моя карма неработания меня настигла и здесь. Во время Рамадана меняется расписание жизни в стране — все сдвигается ближе к вечеру, а в школах просто сокращают уроки. За все это время мне удалось провести всего несколько уроков (но, кстати, как и в Ливане, даже за несколько уроков, мне удалось внести некий вклад, ну, или найти рекомендательный подход для дальнейших волонтеров). 

Школа находилась достаточно в центре (по меркам большого города), на границе бедного квартала и окрестностями королевского дворца. Классы занимают первые несколько этажей, а выше — жилые квартиры, в том числе и где жила я. Квартира просторная, кроме меня было ещё 3 девочки. Из окна открывалсЯ вид на мясной рынок, поэтому если я и смотрела в окно, то старалась не опускать взгляд ниже уровня крыш. К счастью, во время рамадана, днём на рынке не происходит много работ и я избежала засвидетельствования разделения туш. 

Делать в доме мне опять ничего не давали, мне было положено отдыхать, фтур готовился без меня, посуда тоже мылась сама, разве что на мне была большая ответственность — заваривать чай. Еда была тоже очень вкусная, разнообразная и много. Ведь, по сути, есть начинают на закате и едят до рассвета. Некоторые специально не спят или просыпаются в 4 утра, чтоб поесть. Я однажды тоже так сделала в Эль Жадиде. А ещё, после молитвы все бросаются курить и курят без остановки. Квартира быстро наполняется дымом табака и не табака. После фтура город оживает, кафе заполняются, рынки кипят. 

Касабланка мне понравилась. Я в очередной раз убедилась, что когда ничего не ожидаешь, то впечатления намного положительный и ярче. 

Касабланка — экономическая столица Марокко, самый большой и густонаселенный город. Поэтому, естественно, районы есть разные. Дорогие белоснежные виллы, обвитые бугенвильями, граничат с захудалыми полуразваленными домами. Дороги тут неплохие в основном, но сильный трафик, единственный приемлемый вид транспорта — трамвай, а на недалёкие расстояния не в час пик можно добираться на такси, здесь похожая система, как и в Бейруте, когда такси «общественное» и подсаживается к кому-то по пути. Правила дорожного движения тут никто не соблюдает. Мопеды мчатся по тротуарам, влазят в такие щели, куда я б и пешком не сунулась. 

В один из дней я присоединилась к организации, которая помогает бедным — порой раздают базовые лекарства, а в Рамадан готовят ужин т.е. завтрак и кормят человек 170-200. Это было на одной из окраин и, чтоб добраться, я одолжила мопед.

 По дороге я пару раз, конечно, останавливалась, чтоб посмотреть на карту и на каждой моей остановке, ко мне кто-то подъезжал или подходил, чтоб настоятельно посоветовать спрятать телефон и спрашивать у полицейских. В Касабланке часто вырывают телефоны, кошельки.. я однажды и сама видела из такси. С этим тут надо осторожно, но в целом, я не чувствовала опасности, передвигаясь по городу. Возможно лишь однажды, проходя по очередному не самому благовидному району, я ощутила некий дискомфорт.

Основной достопримечательностью Касабланки является мечеть Хассана II. Она стоит у самого берега и с трёх сторон омывается океаном. Чуть-чуть направо и далеко налево от нее идет отнюдь широкая неплохо обустроенная набережная, пройдя по которой можно фактически дойти до пляжа. Пляж здесь большой, но не очень уютный. По нему часто ходят кони. Здесь купалась достаточно много девушек, но все были в длинной одежде (опять же, мне сказали, что в основном это из-за Рамадана, а так, купался, как хочешь). Я купаться тут не решилась, и океан не манил (в Эль Жадиде и Сиди Бузид намного приятней), да и, купаться пришлось бы с сумкой — так казалось надежнее, чем оставлять ее на берегу. 

Старый город Касабланки, пожалуй, не такой примечательный и известный, как в Марракеше или в Фесе, но он тоже есть. Однажды я туда тоже решила сходить. Когда я подошла к главному входу, как раз из всех мечетей в округе начало разноситься Аллааааах Акбааааар и люди (99% мужчины), оставляя свои дела, разложили на землю, кто коврик, кто клеенку, кто картонку и начали молится.

Пройти было невозможно, да и неуважительно, на мой взгляд, уж больно все плотно были размещены, и я подождала окончания молитвы. По окончании, все синхронно встали, свернули свои подстилки и начали расходится. Я стала пробираться на площадь, площадь была заполнена только! мужчинами. 

За стенами медины как-то всё по-другому. Старый город абсолютным образом отличается от всего того, что находится за его стенами. Если Касабланка очень даже урбанистический современный город с широкими улицами, вдоль которых высажены пальмы, белыми домами в стиле а-ля Париж, то в медине сохраняется атмосфера как минимум пару десятков лет назад. И даже люди другие. Пройдя ее узкими улочками мимо прилавков с фруктами, выпечкой, мясом, выходишь к современному большому молу у океана. 

Очень многие мужчины даже в современной части города носят традиционную одежду — здесь это белые рубашки длиной до щиколотки и с кармашком на левой груди. Мне они очень приглянулись и я приобрела себе аналогичную, разве что подрезала до колена.

В итоге эта мужская марокканская рубашка послужила мне экспромтным свадебным платьем. [Кстати, весь мой свадебный наряд был из Марокко, кроме любимых серёжек из рогов и копыт (они были приобретены в Доминикане). Общая стоимость моего церемониального одеяния, обувания и декорирования составила примерно 30 долларов].

Одним из самых приятных моментов Касабланки у меня был хамам — настоящий! Здание в закаулке с абсолютно неприметной дверью, а внутри такая красота и атмосфера. Стены выложены голубо-белой плиточкой, фонтанчики, зеркала в массивных деревянных рамках, маленькое окошки и куполообразный потолок. Стоит такое удовольствие 20 дирхам (2 евро).

Я пришла неподготовленная и ещё за 2 евро купила перчатку и чёрное мыло для скрабирования тела. Ещё за 2 евро тренированная женщина меня наскрабировала. Такой прекрасной кожи у меня ещё никогда не было. Я ещё несколько дней не могла натрогаться, такой мягкой она была. Хамам это ещё одна причина, по которой мне так пригляделось Марокко и, по которой я ещё не раз сюда готова приезжать. 

В Касабланке я с удовольствием пробыла эти 10 дней и, на самом-то деле, с удовольствием осталась бы на подольше. 

Это большой город, в котором можно отдаленно разглядеть Париж на арабский манер, тут можно найти, что душе пожелается — и античное-аутентичное, классическое и современное.

Касабланка мне понравилась и от того, что не смотря на модернизацию, город сохраняет свой дух (который видимо не всем по душе, как для меня Москва). А я очень люблю города, некоторые не просто красивые или туристические, а харизматичные. Касабланка мне показалась именно такой.