Калькутта, отмена!

В интернете, если искать Калькутту, поисковик выдает, помимо Мемориала Виктории и Научного городка, еще один объект — мост Хоура через реку Ганга. Туда мы тоже решили сходить и посмотреть на священные воды и может даже прокатиться на электричке вдоль реки. Конечно, последнее, скорее принадлежит к серии ненаучной фантастики. Станция электрички находится прямо у берегов и больше напоминает муравейник, очень грязный муравейник…Я дажу не сразу поняла, что это.

Вдоль моста на полу разложены простынки, на которых местные продают фрукты овощи. Свиду выглядят неплохо, кстати — свеже и разноцветно. Бесконечные люди беспрерывно идут куда-то. Перейдя через мост у меня возник интерес подойти ближе к “пляжу”. Но этот интерес исчез быстрее, чем огромная жирная крыса успела доперейти передо мной дорогу. Эти хвостатые тут очень упитанные и имеются в изобилии, их не пугают миллионы мимоидущих ног. Самая большая их концентрация была на железнодорожном вокзале, куда я затащила Антона, чтобы ехать на моря.

Изначальная моя идея была на первые выходные съездить на чайные плантации в Дарджилинг, а на вторые к океану. Как оказалось, мой муж не такой спонтанный, как я, чтоб решить ехать за 2 часа до выезда, и не такой отчаянный, чтобы ехать в общем вагоне последнего класса. Поэтому наша поездка за чаем осталась лишь в моих планах, а поездка на океан закончилась через 3 коротких станции, на каком-то озере с птицами на отшибе Калькутты.

Антон не горел желанием никуда ехать, а я не привыкла к теплым гостиничным условиям во время поездок и, пытаясь запрыгнуть в уходящий поезд, все еще уговаривала его ну хоть куда-то. Так мы оказались на вокзале за 10 минут до отправления в сторону океана, но все еще без билета. В Индии очень странная система покупки билетов. Просто придти на вокзал и купить билет, какой хочешь… нет, так не работает. Во-первых, тут есть квоты: общая, для женщин, для не женщин, для госслужащих, для иностранцев, все эти квоты еще и отличаются по стоимости.

Во-вторых, есть много разных классов, ну, что-то похожее на нашу систему с СВ, купе и плацкартами, только еще сложнее. В-третьих, просто придти в кассу и купить билет можно, но тогда поедешь в вагоне низшего класса со свободной посадкой. Для нормального билета надо либо забронировать в интернете и потом выкупить на вокзале, либо же в кассе взять бумажку брони, заполнить от руки. Но ни то, ни то нельзя сделать прямо перед отправлением. Об этом всем мы уже узнали, стоя на перроне с билетами общего вагона в руках, в ожидании опаздывающего поезда и наблюдаю за театром крыс, резвящихся на рельсах.

Вокзал, конечно, очень интересное место. Тут такая концентрация людей с невообразимым количеством багажа. Я даже не могу представить, что и куда можно везти в таких объемах. Поезда тут не отличаются пунктуальностью, что не смущает людей. Никто не вздыхает и не возмущается. Многие просто ложатся на пол и лежат в ожидании. Пока опаздывал поезд, мы познакомились с какой-то группой учителей, которые предложили нам ехать с ними в вагоне получше (предполагая, что нам придется доплатить штраф и разницу стоимости билетов (центов по 50 с человека) кондуктору. Весь час в ожидании поезда Антона терзали сомнения, а услышав про штраф он совсем воспротивился, не желая связываться с местными чиновниками, в случае чего. Но мы все же зашли в вагон оценить удобства, и вышли. А потом я вроде как пробудила дух авантюризма в муже и мы снова зашли, но потом снова вышли. И так несколько раз. В итоге мы, как настоящие индийцы, впрыгнули на ходу и даже проехали несколько станций. За окном мелькали женщины, пасшие свиней, коровы, поедающие мусор, люди, разводившие костры практически на железнодорожных путях и т.д.  Все не выглядело, как поезд в швейцарский Церматт, но было интересно.

Я пыталась увлечь наблюдениями Антона, но его лицо не выглядело заинтересованным и уж точно на нем не читалась радость. И раз ради меня он согласился сесть в этот поезд, я ради него согласилась из него выйти. Антон с воодушевленными криками “пропустите!” расталкивал стоящих на его пути к свободе пассажиров поезда. Вышли мы неизвестно где, и тоже уже на ходу. Пошли на станцию покупать билет обратно, а заодно и прогуляться по окрестности. Таким образом мы обнаружили озеро, вокруг которого рикши возили многочисленных туристов (судя по всему местных) с большими камерами (т.е. объективами). И мы тоже решили прокатиться, еще не понимая зачем. Посреди пути наш “гид-водитель” остановился и сказал что-то на своем (наверное бенгальском). Спустя минут 5 мы поняли, что он показывал нам птиц, которые сидели на островке посреди озера. Так мы пришли к выводу, что люди сюда приходят посмотреть на дикую природу.

После мини-тура на рикше я предприняла еще одну попытку увезти Антона на океан, теперь уже на автобусе. Мы постояли на трассе минут 15, но за это время дух приключений Антона исчерпался окончательно и мы развернули курс в сторону гостиницы.

С места, где мы ждали автобус у дороги, приходилось наблюдать многочисленных людей, которые останавливались вдоль забора справить нужду. В Калькутте — это абсолютно нормальное явление, когда человек идет, идет, потом останавливается и “идет в туалет”. Но в этом месте около железнодорожной станции их было особенно много. Только место освобождалось, его занимал новый прохожий. Я даже сфотографировала этот пейзаж (со спины, конечно), но фото самоудалилось (видимо у моего телефона есть эстетические ценности).

В наш последний день мы поехали в институт Калькутты. В институт ядерной физики мне без разрешения министерства обороны пути не было, а на факультет физики доступ свободный.

Университет Калькутты был основан в середине 19 века и был одним из первых больших мультидисциплинарных учебных заведений в Азии. Большинство корпусов университета были построены более 100 лет назад и за обшарпанной оболочкой можно еще разглядеть контуру утонченной архитектуры. На самодельных бамбуковых лесах индийские мальчики неспешно пытаются обновить фасады. В здании редко кто убирает и на лестничных клетках лежат засохшие следы экскременты животных, на которые никто не обращает внимания. Разбалованная нашими кабинетами во Франкфурте, комнаты здесь мне выглядели норками, очень уставшими норками…Во внутреннем дворике растут многометровые широколистные деревья, там целая зона отдыха, но тоже уставшая.

Из университета мы пошли пить кофе в местную кофейню. Если в а-ля европейском кафе за этот напиток мы заплатили примерно по 2-2,5 евро, то здесь по центов 20 (но правда и кофе это тоже сложно назвать). Заведение по своей схеме было похоже на пышечную на Большой Конюшенной в Петербурге, где пластмассовые столы, в активном ходу граненые стаканы, а вместо салфеток нарезанная бумага. Но вместо женщин в синих фартуках и чепчиках, тут мужчины в белых халатах. В здании кругом висит ветхая проводка и несмотря на большие надписи кругом , что здесь не курят, каждый второй потягивает сигарету, а окурки бросают на пол.

Хоть мы и не попали в Дарджилинг на плантации, чай мы все равно решили привезти. Для этого нас отвели в чайную лавку. Мы купили несколько разных сортов чая, все они стоят у нас дома на полке и ни один из них не пригоден к питью. Поэтому мы пьем чай из Дарджилинга, но купленный в немецком супермаркете. Затем (еще не зная, какой невкусный будет чай) мы стали искать чайник. Для этого нас отвезли в часть города, где не каждый местный бывает. Чайника мы не нашли (его мы купили спустя неделю в барахольном магазине в Берлине), но зато знатно потолкались в вечернем рыночном движе.

Наш отъезд мы пошли отмечать пивом и супчиком в Биг Боссе. На душе была радостно. Вылет был в 3 утра. Зарегистрироваться онлайн для аэропорта Калькутты нельзя, сказали подойти на стойку, но, как оказалось, без регистрации на самолет зайти в аэропорт тоже невозможно. Антон долго спорил с охранником, объясняя, что единственное, что он хочет — это наконец покинуть этот город и вернуться домой. В итоге, охранник отошел и вернулся со свертком бумаги. Он вручил его Антону и сказал искать свое имя. Сверток оказался полным списком пассажиров на наш рейс, а может и не только на наш. Он расстелился на несколько метров на полу. Где-то на метре 4м или 5м этого списка нам удалось найти свои имена и прорвать оборону. Спустя часов 14 мы были дома, а спустя еще 24 я была уже в Берлине.

Поездка в Калькутту была …интересной. Именно такое всеобъемлющее и при этом тактичное слово мы решили использовать в разговорах с нашими индийскими коллегами. Но по собственной иннициативе я б туда не возвращалась. Пазве что на поезд на Даржилинг.