Велосипедом по Атлантике

В Порто мы остановились у маминых знакомых, которых она когда-то повстречала через каучсерфинг. Я достаточно часто раньше останавливалась по каучу, это удобно, когда ездишь сам. Так не только можно где-то переночевать, но, главное, познакомиться с людьми, посмотреть жилища изнутри (это мое любимое), а порой и приобщиться к местной жизни. На протяжении многих лет, в поездках я намного чаще и больше общалась с людьми, чем когда жила где-то более долговременно. Так как в Германии мы тоже живем достаточно асоциальной жизнью (практически в константном добровольном карантине), да и, когда ездим куда-то, большую часть времени проводим вдвоем, то в этот раз я решила сделать нашу поездку более общительной.

В Порто у нас было всего 2 дня. В первое утро, после хлебного завтрака, нас повели гулять по городу, показывая все местные лавки, где можно купить сочные фрукты, свежую рыбу, вкусные пирожные, кафе, где можно вкусно и недорого поесть. Но времени у нас было только на посмотреть все на ходу.

Я наверное за столько лет наиделизировала себе Порто, что пока мы шли от дома до центра километра 4, мне казалось, что путь бесконечен и скучен, улицы невзрачны и даже, когда мы наконец добрались до красивой части города, я не запищала от восторга, скорее была несколько разочарована и переживала, что так долго мучилась, и все чтоб затащить мужа в заурядный город. Я старалась не подавать вида, ибо не готова была признавать фиаско. После обеда все изменилось.

Нам рекомендовали один ресторанчик недалеко от порта. Наш новый знакомый так живописно описывал, как там готовят рыбу и осьминогов, что нам непременно захотелось поехать. Времени оставалось немного, в Португалии рестораны часто закрываются в промежуток между обедом и ужином (т.е. где-то с 3 до 6), толком и не посмотрев город, мы помчались за осьминогами.

В Порто автобус, который ездит вдоль океана, двухэтажный, поэтому, если повезет, можно сесть у видовых окон. Дороги в центре узкие, да и вдоль побережья днем придется постоять в пробке, но, если смотреть в море, время проходит незаметно.

Ресторан был на параллельной порту улице. В этом районе кругом пахнет свежим грилем, тут кафе, без преувеличения, через каждые метров 5 и перед каждым на мангале готовятся свежие морепродукты.

Хоть я и очень не люблю сидеть внутри кафе, а особенно, если там нет больших окон, тут я даже не сопротивлялась. Вкусный гриль требовал жертв. Кроме нас, туристов не было,  на все кафе только одна сотрудница разговаривала на английском. По телевизору, конечно же, показывали футбол. Мы заказали креветок, осьминогов с картошкой, салат из помидор, бутылочку шампанского и пива. В Португалии часто еще приносят закуски перед едой ( хлеб, оливки, сыр), но за них потом берут деньги (это правда лучше, чем в Бари, где мы столкнулись с “куперто” — подушная дань ресторану за то что ты там сел. Куперто у нас там порой был равен 20% от чека, где-то 1,5-3,5 евро с человека, а при этом никакого хлеба, только оплаченное хамство). За весь наш обед мы заплатили порядка 30 евро.

О эти морепродукты с гриля! Единственное, что меня расстраивало, так это ограниченные возможности организма, иначе бы я съела весь ресторан. Мы ничуть не пожалели, что ехали так долго, чтоб пообедать. Да я б даже из Франкфурта готова была б летать, только б так почаще есть.

Изначально я рассматривала несколько вариантов — арендовать мопед или машину, но на все это у нас уже не оставалось времени и мы пошли искать велосипеды. Гугл нас то и дело вводил в заблуждение, но через минут 40 нам таку удалось найти прокат. По пути мы зашли в супермаркет и купили клубники (по 2 евро/кг), несколько бутылочек 0,375 мл вина (по 1 евро) и мандарин (по 90 центов/кг).

Около океана прекрасно! Широченный песчаный пляж, где молодежь играет в волейбол, футбол, дети бегают с воздушными змеями. Вдоль пляжа парапет, а где-то и просто камни, на которых сидят небольшими группками пенсионеры — кто-то просто греется на солнце, кто-то читает газету, а кто-то играет в шахматы или домино. Параллельно берегу дорожка для пешеходов и велосипедистов.

Здесь, у воды, тоже очень много кафе и я все не переставала поражаться как они органично вписываются в природную атмосферу и не перегружают ее (и никаких зонтов “Оболонь”, “Балтика” или “Туборг”).

Я с надеждой позавидовала людям, которые живут поблизости, особенно, на первой линии в квартирах с балконом и видом на закат, и в очередной раз убедилась, что (мне) надо жить у моря…

Велосипеды мы взяли на 3 оставшихся светлых часа. Аренда в час — 5 евро, но мы заплатили в сумме 20. Если брать на полный день, то стоимость меньше, но тем не менее, покататься день на двух велосипедах обойдется столько же, как и прокат машины с полной страховкой (ок. 40 евро). Но трех часов нам вполне хватило.

Катиться на велосипеде вдоль океана! Как я этого ждала, сколько лет представляла! И это ожидание оправдало себя с лихвой.

Температура океана была около 11 градусов; я даже взяла купальник и подумывала искупаться (хоть и предпочитаю тихие спокойные бухты для купания, нежели открытые бесконечные воды океанов), но дело близилось к вечеру и воздух заметно остывал, поэтому я решилась только на помочить ножки.

Когда солнце начало стремительно опускаться за горизонт, мы оставили велосипеды, сели на одном из больших камней и достали по бутылочке белого сухого.

Это был Антона день рождения, но я до сих пор не уверена, кто из нас больше ощущал праздник. В любом случае, я решила, что лучший подарок мужу на день рождения — это счастливая жена, и это он точно получил. Мы по очереди стали звонить родителям, бабушкам, дедушкам, чтобы поделиться теплым моментом и небом заката.

Самые душевные и радостные эмоции не просто передать, особенно письменно и это как раз тот самый случай. Было просто хорошо. Я давно не была так наполнена сладостными чувствами и желанием быть именно там и в этом моменте, а не где-то еще когда-то там.

Проводив солнце, мы вернули велосипеды и поехали домой. Нас там ждал ужин и тоже морепродуктный, и конечно же вино, вино, вино.

В Португалии очень много рыбы и морепродуктов по очень демократичной цене. Ну, например, филе лосося по 9 евро за килограмм, свежие королевский креветки по 10 евро и т.д. На самом деле, в этой стране для меня потенциально наилучшие условия для жизни — много солнца, океан, вино, фрукты и морепродукты, разве что желания работать практически нет, хочется только пить кофе с пирожными в одном из кафе под открытым небом или сидеть на берегу с бутылочкой вина и есть клубнику.

Следующий день у нас был немного несуразный, не успев увидеть классических туристических мест, мы пошли по локальным местам интересов. Конечно, если б было времени больше, я б не отказалась походить там, где ни одной иностранной души (точнее, вообще ни души), но при нашем лимите было немножко жалко тратить время на безлюдные непримечательные окраины. После обеда мы поехали снова к океану, но в другую сторону. Пообедали там (Антон наконец-то добрался до свинины), полежали на песочке (людей очень мало.. или пляжа много) и поехали обратно в центр. Дело уже снова близилось к закату. Накануне нам показали холмик на котором люди по вечерам собираются проводить день и тоже решили отправиться туда.

Когда мы подъехали к месту, таксист (кстати, такси приемлемых цен. Если ехать хотя бы вдвоем, то может порой быть выгоднее разовой поездки на автобусе) сказал, что это оживленное место, много людей, но я даже не ожидала сколько это много. Разновозрастные и разнонациональные люди сидели на склоне, как воробушки на дереве, а внизу мужчина играл на гитаре и пел. Мы, как и все, решили запастись напитками. В близлежащем кафе купили по пиву и клубники (по 1,5 евро килограмм; за такую цену она к пиву очень подходит и отлично заменяет тараньку) и тоже уселись на травке. Пока солнце опускалось мы еще успели дважды сходить за пивом. Может показаться, что мы в Португалии только и дело, что пили то пиво, то вино… Так оно и было! Здесь оно так легко заходит и выходит, что не успеваешь замечать.

С закатного холма открывался открыточный вид на Порто, как раз тот, что на всех картинках. Отсюда можно наблюдать, как по реке ходят паромчики, как от реки одна за другой поднимаются кабинки канатки, как на противоположном берегу ходят по набережной люди. Обстановка очень живая, а солнце провожают ликованием и аплодисментами.

Мы наблюдали, как небо безустанно меняло краски, пока окончательно не стемнело. Тогда мы пошли на набережную через мост. Она оказалась короче, чем я думала, но было приятно пройтись. Мы прошлись по одной из самых известных в городе улице цветов (Rua das Flores), цветов там правда нет, но есть красивая средневековая архитектура и снова кафе, рестораны, кафе. В 10 вечера, когда в Германии уже все спят, здесь жизнь в самом разгаре.

Порто очень отличается от Лиссабона, он более тихий, медленный, все рядом, а туристы тут кажутся более местными (Антон как-то перепутал индийца с португальцем, правда после нескольких бокалов пива).

В общем, не смотря на то, что город мы видели больше по окраинам или в темноте, нам понравилось. Антону Порто пришелся больше по душе, чем Лиссабон (таки не зря я его сюда завезла). Может потому что по вечерам здесь наливали портвейн?… но это даже и не важно. А я наконец отпраздновала день рождения, как хотела (хоть день рождения был и не мой).

На этом Порту завершился, но у нас был еще один день на подышать положительными южными ионами.